Газета Мегаполис Жизнь Города


С 14 по 28 мая в Государственном музее истории религии проходит выставка «Коты для умножения доброты»

О представленных на выставке работах заслуженного художника России Юрия Константиновича Люкшина нам рассказала его жена, искусствовед Мария Анатольевна Люкшина:

Юрий Константинович известен, прежде всего, как график, религиозный и эпический художник. «Коты» - это своеобразный отдых для Юрия Константиновича. Также, как и все православные художники, он любит котов. Во всех православных церквях и монастырях, на Афоне мы можем наблюдать за трепетным отношением к этим животным. Сам художник попал в монастырь в возрасте 16 лет – в 1966 году он впервые находился в Псково-Печерском монастыре, настоятель которого привил художнику любовь к красоте, к православию вообще, и помог духовно. Именно в этом монастыре Юрий Люкшин обратил внимание на то, что монахи очень любят кошек. В его серии «Псково-Печерский монастырь» есть  работы, на которых изображены монахи, ласкающие котов. В этих работах художник хотел показать, что коты скрашивают суровые условия монастырской жизни.

Так как кошки любимы не только в православии, но и в других мировых религиях, у нас появилась идея представить эти работы именно в музее истории религии.

Еще пророк Мухаммед заповедал любить котов, поить их молоком, всячески приручать их. Известен такой случай: хадис описывает, что однажды любимая кошка пророка – Мусса, заснула на его рукаве, и Мухаммед заставил отрезать рукав своего одеяния, чтобы не побеспокоить ее сон. В другом хадисе говорится, что кошка его приближенного спасла пророка от укуса змеи. Буддисты тоже любят котов, и почитают кота Манэки-Нэко – кота счастья, или манящего кота (иногда его называют денежным котом). У славян охранителем брачного ложа был дух Люб, которого представляли как рыжего кота со стеблем стрелолиста в зубах. Его всячески приманивали, чтобы вместо него не пришел Нелюб – страшный черный кот, с веткой белены во рту, который нес разлад семейному благополучию.

Конечно же, история кошек началась с Египта. Сначала кошка имела несколько утилитарное значение – она охраняла зернохранилище от грызунов. Вообще считается, что кошка появилась у человека тогда, когда он перешел от охоты к земледелию. Конечно, был у кошки и некий мистический, духовный смысл, как в Египте, например (египетская богиня Бастет изображалась с кошачьей головой). Только во времена средневековья католическая церковь и инквизиция котов не любили. Некоторые исследователи считают, что страшное распространение чумы по средневековой Европе отчасти связано с большим истреблением кошек, благодаря которому развелось много крыс - распространителей чумы. Не зря наш Эрмитаж охраняется кошками. Еще императрица Елизавета привезла сюда котов из Казани для борьбы с разными грызунами. Есть интересная персидская легенда о том, что Бог, когда создавал Землю, забыл создать кошку. И вот, во времена Всемирного потопа крысы начали прогрызать ковчег, и все могли бы погибнуть: и Ной-праведник, и все его семейство, и все животные, которых он взял на ковчег. Бог увидел все это, и показал Ною как можно избежать трагедии: Ной погладил льва по спине, лев чихнул, из его ноздрей вышли кошки, которые и спасли мир.

Теперь хотелось бы рассказать о представленных на выставке работах. У нас экспонируются две серии работ. Первая серия – это русские коты – веселые, живые, выполненные частично с аппликацией из ткани. Здесь есть русский кот «Ваня», «Философ», «Хан» (это кот с характером, его мордочка имеет восточную внешность, так как во всех нас есть немного татарской крови), «Душечка» – вологодская кошечка – вся очень нежная, ждет своего любимого избранника, а кот в жилетке, наоборот – степенный, купеческий кот, «Красавица» - кошечка, которая знает себе цену. Есть у нас и кот на подносе, и кот «Матроскин». Есть и прекрасные котята, которые, когда вырастут, станут хорошими хранителями семейного уюта. Также представлена нами работа под названием «Без ума от тебя» - это наш с Юрием Константиновичем шутливый портрет.

Следующая серия работ – коты Малевича. Они представляют своеобразный парафраз работ художника-авангардиста. У Малевича есть работа под названием «Скачет красная конница», у нас же вместо лошадей изображены коты. Шутливо обыгран нами знаменитый «Черный квадрат» и «Три женские фигуры». Сам Малевич говорил, что он, да и вообще весь русский авангард взяли очень многое от русского народного искусства: от русского костюма, от разнообразных народных картинок. Сам Малевич в дореволюционные годы создавал лубки. Из русского искусства он почерпнул много цвета и ярких сочетаний красного, синего, зеленого, голубого, и желтого. Важной особенностью русского искусства (деревенской иконы, например) была душевность и некая примитивность. Эти приемы Малевич также отразил в своих работах. Он несколько увеличивал формы, делал их очень декоративными, лаконичными. Наш Юрий Константинович – художник с народными корнями. Сам про себя он говорит, что свой стиль он выработал из иконы, лубка, народной картинки. Поэтому творчество Малевича близко для него не по философии, а именно по живописному подходу.

Так как Юрий Константинович – серьезный художник, «Коты» - это его отдых. Все, представленные здесь работы несут доброту, радость и настроение праздника, поэтому мы очень надеемся, что выставка вызовет у посетителей заслуженный интерес.

 

Фотографии и статья - Мария Похвалитова-Замилова, специально для «МЕГАПОЛИС жизнь города»

Фотографии выставки вы можете посмотреть по ссылке http://vk.com/album-28863420_157405657




Все Анонсы >>

Архив Анонсов >>



Баннер Реклама


Мегаполис жизнь города

Новостная лента интернет-портала газеты "МЕГАПОЛИС жизнь города", Санкт-Петербург.

добавить на Яндекс

Внимание! Все комментарии пользователей сайта, содержащие ненормативную лексику, уголовный сленг и бездоказательственные обвинения, будут удалены или подвержены корректировке администрацией сайта.
Внимание!!Если у вас возникают проблемы с просмотром новостей на сайте, обновите свой браузер до последней версии! Спасибо!

© 2010 -, Газета "Мегаполис. Жизнь города". Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна