Газета Мегаполис Жизнь Города


Премьера постановки «Шум за сценой» в театре Комедии им. Николая Акимова.

В июле в Санкт-Петербургском театре Комедии им. Николая Акимова прошли премьерные показы пьесы Майкла Фрейна «Шум за сценой» в постановке Льва Стукалова. Театр уже давно зарекомендовал себя как место, где все, от артистов до дирекции – лучшие в своей области. И сегодняшний спектакль, как говорится, «не подкачал».

 

«Шум за сценой» - спектакль о спектакле. Еще до того, как гость театра садится на свое место, он смотрит в программку… На самом деле, их две. Одна – для пьесы «Шум за сценой», а вторая – для обыгранной в премьере «Секс с сардинами пополам». На протяжении трёх действий зритель видит одну английскую постановку – рождение, молодость, зрелость…

Сценарий построен на том, чтобы показать ветвления и переплетения личных отношений «сборной труппы вполне приличных лондонских артистов», собравшихся с целью «заработать немного денег». Каждый акт гости чувствуют себя в новой роли – сначала они наблюдают за генеральной репетицией перед премьерой, затем – попадают вместе с актерами за кулисы, и, наконец, в третьем действии, видят сцену глазами пришедших на спектакль в муниципальный театр провинциалов.

Не стоит забывать, что это – комедия. Очевидно, что постоянно случаются различные казусы – и к третьему действию происходящее можно описать фразой одной из главных героинь: «Это дурдом, детка». Потрясающий, достаточно тонкий юмор на протяжении всего представления вызывает в зале неконтролируемый хохот – несмотря на то, что в наше время театр воспринимается исключительно как нечто крайне серьезное.

Тот, кто попадет на «Шум за сценой», увидит обратную сторону театральных постановок. Споры между артистами, головную боль режиссера, бешеный темп работы во время репетиции… Появляется понимание того, что красивая верхушка айсберга – театральное представление – лишь малая часть всего действа, происходящего вокруг пьесы.

Каждый из артистов, выходящих на сцену – мастер своего дела. Это не удивительно, если речь идет о столь именитом театре. Среди занятых в постановке актеров – Валерий Никитенко, народный артист России, заслуженные артисты России Ирина Цветкова и Дмитрий Лебедев.

Не каждый может заставить зрителя почувствовать, что он непосредственно участвует в действии. «Небольшой труппе не самых плохих лондонских артистов» это удалось в полной мере. Если вы хотите сходить в театр, вы не пожалеете, посетив спектакль «Шум за сценой»!

Перед спектаклем я поговорил с артистом, играющим роль опытного театрального волка Селздона Моубрея – Народным артистом России Валерием Ефремовичем Никитенко. Он работает в театре Комедии уже почти 50 лет, блистательно исполнил множество ролей, снялся в нескольких фильмах и самостоятельно поставил несколько пьес.

- Скоро уже 50 лет, как Вы работаете в этом театре. Многое ли изменилось за такой длительный период?

- Как всё изменилось, так и театр изменился. Осталось 5 человек, которые работали с Николаем Павловичем Акимовым. Ушли все мои замечательные друзья, те, с кем мы начинали организовывать капустники… Да что говорить, время поменялось, на дворе – другая эпоха. А сколько поменялось главных режиссеров? Знаете, за эти 50 лет жизнь так закалила меня, что я был готов к встрече с практически любым руководителем. Для меня важно «что», а не «как». Вот «что» режиссер делает, «что» он хочет показать – это всегда было важно. Тем более, Акимов был режиссером очень острой формы, и это мне в театре нравится. Знаете, когда театр яркий, праздничный, гротесковый, парадоксальный – особенно, когда это Театр Комедии. И все эти годы театр шел в этом направлении. Были и Виктюк, и Фоменко, и Голиков, и Аксенов… Эти годы однозначно не пропали даром. Может быть, есть такая светлая грусть – то, как все начиналось, было очень ярко, очень любимо ленинградцами… Впрочем, грех жаловаться – театр любят и сейчас, залы постоянно заполнены. Изменился и я – как внешне, так и внутренне…

- А как смотрят на Ваш опыт более молодые коллеги? Чему-то учатся, задают вопросы?

- Ну, тут надо спрашивать у коллег – учатся или нет. У нас замечательные отношения, и это можно увидеть по нашим капустникам. Они подхватили эту эстафету традиции поздравления юбиляров, тех, кто работает в театре 5, 10, 15, 20 – и так далее – лет… Не важно, артист это, режиссер или уборщица. Как раз это и есть душа театра. Он может меняться, но важно, чтобы он был теплым, интеллигентным – и чтобы была демократическая атмосфера, тогда театр интересен и всегда будет радовать зрителей.

- В свое время Вас пригласил в театр сам Николай Акимов. Как Вы считаете, был бы мэтр доволен ведущейся работой, если бы зашел сюда в наши дни?

- Вы такие вопросы приготовили… Удивительные. Ну, думаю, некоторые вещи его бы… смутили. Он ушел в 1968 году – прошло 43 года… Он был бы рад тому, что театр в таком хорошем состоянии. Тут надо сказать самые добрые слова в адрес Администрации города, в адрес Комитета по Культуре, потому что не будь их – мы бы до сих пор сидели в очень сложном положении. Как сцена, так и фойе… А сейчас, посмотрите сами – театр цветет. Вот тут бы Николай Павлович очень порадовался. Заменены и гримировочные столики, очень удобно в грим-уборных, сюда хочется идти. Он всегда мечтал, чтобы артистам было комфортно. Все остальное – это вопрос времени, вопрос, я бы сказал, уже нового поколения. Когда артист столько прожил в театре и столько видел, у него есть два пути. Либо он становится брюзгой и воспринимает все вокруг с долей даже не иронии, а недовольства… или, все-таки, понимая, что время не стоит на месте, что меняется страна, люди, зрители, благодарно принимает то, что он в своем любимом театре, со своими замечательными коллегами и партнерами, что они хотят делать театр и заниматься любимым делом. Я избрал второй путь – побрюзжать я еще успею, а вот порадоваться успехам коллег, найти что-то новое для себя и быть уверенным в том, что у тебя есть второй дом – отремонтированный, очень комфортный и с людьми, с которыми радостно встречаться. Разве это не счастье для артиста? В последнее время всё больше смотрят, сколько артист зарабатывает, а вот про то, чтобы как-то радоваться, что есть театр, который по душе, что есть вокруг жизнь, которая идет вперед, что все-таки что-то меняется – забывают. Надо радоваться жизни. Не бездумно, не по-идиотски, а разумно и, так сказать, в пределах своего дела.

- Расскажите, как Вы приняли решение встать на путь актера театра и кино. С какого возраста вы осознали, что хотите этим заниматься?

- Все это со школы. Где-то в пятом или шестом классе я был уже «законченным» артистом. И конечно, было почти подвигом приехать в Киев и поступить в Театральный институт. Но других вариантов я даже не предполагал. Это должно было быть именно так. А если человек так устремлен, так уверен – то все сложится.

- Сейчас многие девушки и юноши стремятся поступить в театральные институты. Как Вы думаете, что их привлекает и что нужно, чтобы добиться настоящего успеха?

- Знаете, им кажется, что стоит сняться в каком-то сериале, стоит засветиться на телеэкране – а сегодня, в первую очередь, привлекает именно телевидение – тогда наступит поразительно богатая жизнь с домом если не на Рублевке, то где-то рядом. Мне кажется, что полностью поменялись какие-то жизненные ориентиры. Молодые люди очень мало читают. Компьютер, принеся с собой много хорошего, добавил и негатива – именно для профессии артиста, потому что чем больше человек прочел, тем шире у него представление и о жизни, и об искусстве… Этого мы не наблюдаем. Очень хочется побыстрее стать артистом, стать популярным и в зените славы замечательно жить. Так не бывает, и очень скоро многие убеждаются в этом. Театр – это тяжелый труд, и как во всем, есть мгновения, ради которых ты сюда приходишь. Эти мгновения – встреча с новой пьесой, момент премьеры… А все остальное – время, которое надо проживать по возможности энергично, весело, но не забывая трудиться. Суровые будни. Если бы мои молодые коллеги понимали это пораньше, все было бы куда проще. Очень важен отбор в театральный ВУЗ. Часто мы портим жизнь и молодому человеку, и театру наносим урон, потому что если молодой человек где-то на третьем курсе понимает, что это «не его»… Надо очень четко и ясно осознавать свои желания при поступлении, в самом начале пути. Вопрос очень непростой, и я бы порекомендовал твердо убедиться, насколько осознанно, насколько крепко желание быть артистом. Надо погрузиться в свое увлечение с головой.

- В 2009 году вы стали Народным артистом России. Кому и за что сейчас дают такое звание?

- Ну откуда я могу знать, за что? Это всегда оценивают зрители, коллеги, руководство театра, широкая общественность… То, что касается званий – лучше радоваться, но не замечать. Ты не будешь другим на следующий день после получение награды. Трудился ты, делал свое дело – значит, продолжай. По возможности – еще строже, еще ответственнее. Да, много лет в театре, да, приятно. Но есть масса хороших артистов без звания, и есть много – со званиями, но о которых не всегда можно сказать, что они очень хорошие артисты. Как часто говорят: «Сколько у вас заслуженных артистов? – Десять. – А хороших? - маленькая пауза, - Не знаю.»

- Помимо Театра Комедии, Вы заняты еще в каких-то театрах?

- Нет, это мой единственный театр. Только в начале карьеры я по распределению попал в Крымский русский драматический театр имени Горького, это мой первый театр. Там я проработал год. Это – как первая любовь, я очень хорошо помню то время. Потом мы поехали на гастроли в Ленинград, и вот – я попал в Театр Комедии.

- Поговорим немного про сегодняшнюю премьеру. Какова история постановки, почему именно эту пьесу выбрали?

- А вот это для меня загадка. Я в программке значусь как «Старый театральный волк». И действительно, вокруг играют более молодые актеры, и моего героя, как человека, который очень долго работает в театре, позвали в эту антрепризу… Мне кажется, это очень интересная тема для зрителя, потому что тот, кто интересуется театральной кухней, не всегда имеет возможность заглянуть за кулисы, «Шум за сценой» этот шанс дает.

На протяжении трех актов мы показываем три интерпретации одного и того же произведения, что происходит на сцене, что происходит за сценой в разные временные периоды. Комедия положений… наверное, мне в этом спектакле немножечко не хватает человеческих судеб, развития жизни. У автора была одна задача – по возможности смешно, но и правдиво показать, как живут люди театра и что это такое. Насколько это удалось – пока трудно сказать, но верим, что спектакль будет приниматься публикой. Режиссер – Лев Стукалов – очень много и интересно работал с нами. Я бы даже сказал, что была полу-студийная работа. С другой стороны, мне, в моем возрасте, очень хочется сыграть что-то итоговое. Я уже многое понял про эту жизнь, и хочу сказать об этом со сцены, а для этого нужен материал, найти который непросто, особенно - в Театре Комедии…, чтобы было и смешно, и сердечно, и трогательно… Такой материал я буду искать, потому что скоро наступит момент очередного подведения итогов, и хочется сыграть что-то человеческое. Эта пьеса не дает такой возможности. Тем не менее, это интересно, потому что работаем мы командой. За время работы мы очень сдружились, и это прекрасно – потому что отношения невольно выносятся на сцену, перекидываются в зрительный зал.

- А с какой-то из прошлых ролей Вы можете сравнить сегодняшнюю роль?

- Думаю, что по строгости, по сдержанности – у меня давно не было такой роли. Все привыкли, что на сцене я фонтанирую, играю ярко – а тут такой старый театральный волк, который уже все видел, все сыграл… он смотрит на молодежь и думает: «Боже мой…». Вот это для меня интересно.

- Всем известно, что то, как зритель увидит персонажа пьесы, очень зависит от актера. Что для Вас важнее – общепринятое мнение о характере героя, или то, как Вы хотите его показать?

- Должен сказать, что здесь нет общепринятого рецепта. Каждый случай, каждая роль – это новое приключение, это какая-то новая история. Нельзя подходить к каждой следующей роли с одним и тем же рецептом. Счастлив артист, который умеет найти в каждой роли что-то такое своё, чтобы оно было отличным от общепринятого и вместе с тем поражало человеческой глубиной. Тут же все зависит еще от контекста: партнеры, режиссер, пьеса.. .Все это, каждый раз, - заново. И моим молодым коллегам, да и ребятам, которые мечтают стать артистами надо знать: это – очень, очень нелегкий хлеб.

- Легко ли вживаться в роль, если характер персонажа расходится с Вашим? Сегодняшний герой похож на Вас или абсолютно противоположен?

- Вообще, в современном театре модно играть «Я в предлагаемых обстоятельствах». И насколько твоя личность интересна, настолько будет интересен твой персонаж на сцене. И мне кажется, что к этому очень близок был Владислав Игнатьевич Стржельчик. Что бы он ни играл, прежде всего, мы видели Стржельчика. Но ему и не надо было перевоплощаться, что-то делать с собой – настолько он был ярок и интересен. Опять-таки, это дело конкретных обстоятельств. Когда ставится какая-то гротесковая пьеса, где речь идет о перевоплощении не только внутреннем, но и внешнем… Там, конечно, ты невольно должен этим заниматься. Если пьеса современная, где современные взаимоотношения – ты приносишь туда себя больше, чем это нужно, для того, чтобы это обросло плотью… Тут не может быть одного рецепта. Иногда тебе надо влезть в роль, взять образ со стороны внешности, грима… А иногда – наоборот.

- Вы снялись в нескольких фильмах. А еще планы работы в кино есть?

- Мне сейчас даже страшно говорить, но да, есть такой проект… речь идет о съемках на «НТВ», называться это будет «Торговая Мафия». Если все будет хорошо, я должен сыграть там роль Леонида Ильича Брежнева. Это очень и очень интересно, я уже снялся в пилотном выпуске – и вот, на днях я еду в Москву, очень волнуюсь. Мне не нравится, как сыграл Шакуров в сериале про Брежнева, то, что сыграл сейчас Смерницкий… Я ознакомился со сценарием, мне нравятся диалоги, дай Бог только сыграть! Это будет очень интересно.

-Вы участвовали в двух спектаклях в качестве режиссера. Расскажите об этом опыте.

-Да, мне было интересно, что чувствует человек по ту сторону рампы. Честно говоря, актерские ощущения мне в результате понравились больше. С другой стороны, обе постановки пользуются успехом… Это все комедии, потому что этот жанр я обожаю, и, мне кажется, чувствую. В этой жизни мне очень важно помогать людям через смех, через веселье. Как писал Маяковский – наша планета для веселья мало оборудована, и людям зачастую не хватает вот этих светлых чувств, не хватает иногда выхода для всех накопившихся за день, за неделю отрицательных эмоций. Этот жанр – он благодарен в этом смысле. И коллеги, с которыми я работал, и зрители, которые приходят на спектакль, все - с удовольствием: одни - работают, другие - смотрят это. Дело в ощущении. Что касается режиссерских ощущений… то, что ты задумал, то, что ты рассказывал людям и то, что получается – совпадает процентов на сорок. И это – ужасно. Причем есть масса объективных причин. Вроде бы, ты все сделал, все рассказал, все придумал… Но есть освещение, сцена, рабочие сцены, артисты – и все это вместе давит, мешает. Трудно. Заметьте: только когда совсем молодые артисты собираются вместе и во имя святого искусства, забывая всякую мешающую ерунду, занимаются спектаклем, тогда получается нечто гармоничное и прекрасное. Это продолжается год или два, а на третий год – «Здравствуйте!». Яркий пример – «Современник». Это было блистательное начало, когда все собирались вместе и обсуждали постановку. Через три года посыпались звания, деньги, машины… пошли размолвки… и сложно стало. Другое дело, что появилась Галина Борисовна Волчек, которая сумела удержать театр, и держит до сих пор. И теперь я понимаю, сколько для этого надо дипломатии, выдержки, терпения, умения быть и добрым и жестоким, деспотичным и демократичным... и все это должно вместе. Про талант я и не говорю – это, само собой, номер один.

-Что Вы можете пожелать или сказать современной молодежи?

-Живите «на всю катушку». Живите дерзко. Но что такое «вся катушка»? Это не вседозволенность, это осмысленное постижение жизни вокруг вас. И это радость от занятия любимым делом. Постарайтесь, чтобы любимое дело не прошло мимо вас. Будет трудно, будет порой нестерпимо – но вы будете знать, во имя чего.

-Спасибо Вам огромное за разговор, удачного Вам спектакля, Валерий Ефремович!

Павел Терехов, специально для "МЕГАПОЛИС жизнь города"
Фото - Наталия Лазарева





Все Анонсы >>

Архив Анонсов >>



Баннер Реклама


Мегаполис жизнь города

Новостная лента интернет-портала газеты "МЕГАПОЛИС жизнь города", Санкт-Петербург.

добавить на Яндекс

Внимание! Все комментарии пользователей сайта, содержащие ненормативную лексику, уголовный сленг и бездоказательственные обвинения, будут удалены или подвержены корректировке администрацией сайта.
Внимание!!Если у вас возникают проблемы с просмотром новостей на сайте, обновите свой браузер до последней версии! Спасибо!

© 2010 -, Газета "Мегаполис. Жизнь города". Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна