Газета Мегаполис Жизнь Города


Курс - на белое безмолвие!

Парусная яхта «Петр I» начала медленно отходить от берега. В июньское небо Петербурга взвились две ракеты, прозвучал прощальный гудок, и люди на берегу еще очень долго махали руками вслед шестерым молодым морякам. Знали ли те, кто провожал глазами маленькую точку, растаявшую на линии горизонта Финского залива, что эта яхта меньше, чем через полгода установит мировой рекорд?

«Петр I» обогнул Арктику вокруг земного шара, следуя Северо-Восточным и Северо-Западным проходами за один сезон без помощи ледокола. Это самый короткий и самый опасный маршрут кругосветки на нашей планете. По пути яхта заходила в российские и иностранные порты в Арктике: Мурманск, Тикси, Певек, Барроу, Кембридж Бэй, Рейкьявик и др.

Сейчас флаг «Арктической кругосветки» яхты и капитанская шапка, обошедшая вокруг Северного полюса, красуются в главной морской сокровищнице России – Центральном военно-морском музее. Экипажу была присуждена национальная премия «Яхтсмен года» в номинации «Лучший дальний спортивный поход».

«Маршрут, по которому мы прошли, – это один из последних арктических рекордов, "никем не занятых". И нам очень хотелось, чтобы Россия играла в этом регионе ведущую роль», – поделился экипаж знаменитой яхты.

Но рекорды обычно даются людям непросто: молодые яхтсмены (все младше 26 лет) испытали на себе штормовой нрав северных морей, прошли через суровые ледовые испытания и тяжелые ремонты, кожей ощутили гнетущее молчание Арктики. Они побывали в таких местах, куда до этого редко ступала нога человека. Многое переоценили и очень повзрослели за этот поход. Давайте сейчас мысленно отправимся в то путешествие, которое совершили ребята с «Петра I» в рамках программы компании РУСАРК.

«…На часах было начало восьмого, когда яхта подошла к таможенному терминалу Морского вокзала Санкт-Петербурга. Нам оставалось закрыть границу, и это было последнее, что нас держало дома. Покончив с формальностями, мы взяли курс на финский город Котка», – пишет в путевом дневнике капитан яхты Даниил Гаврилов.

Но кое-какая связь с родным городом (а именно: спутниковая) у яхты все же осталась: экипажу в меру сил помогала команда по решению организационных вопросов и опытные метеорологи берегового штаба в Санкт-Петербурге.

«Петр I» со стальным сердцем

Шестнадцатиметровую яхту, которая совершила рекордное путешествие, построили в 1992 году в Магнитогорске и окрестили «Магниткой». Неутомимая малышка дважды пересекала Атлантику, совершала круизные плавания по Балтике, принимая участия в международных регатах Cutty Sarc. А свое нынешнее царское имя яхта получила по возвращению из путешествия к берегам Америки. И вот, наконец, ее присмотрели амбициозные молодые яхтсмены, решившие поставить мировой рекорд.

Работы было очень много: если разобраться, от старой яхты остались только родная мачта и корпус! Сейчас непросто узнать в "Петре I" "Магнитку"!», – повествует капитан о круглосуточных ремонтных бдениях.

Основной этап путешествия начинался в Мурманске, а до него было решено проверить лодку морем, ведь потом начиналось то, к чему трудно подготовиться – абсолютная автономность (4000 морских миль за 2 месяца). Там, куда шли отважные моряки, было бессмысленно надеяться на помощь.

Миновав 4 моря, экипаж яхты занялся морским шопингом в Мурманске: лодку основательно забили консервами, едой, по максимуму забункеровали водой и топливом, пополнили коллекцию карт и лоций, а начальник Гидрометцентра Северного флота подарил ребятам новый барограф.

«Самым неординарным нашим приобретением в Мурманске стали бамбуковые шесты. Мы искали алюминиевые, но не нашли, и пришлось довольствоваться этими. Как впоследствии оказалось – нам тогда очень повезло», – смеется Даниил Гаврилов.

Начало. Послание в бутылке

Пора в путь! Стая дельфинов почти час весело гналась за яхтой: счастливый знак, как поговаривают моряки. Но 7-балльный шторм в Баренцевом море уже совсем скоро изрядно потреплет яхту!

«За нами двигался еще один циклон, и мы решили зайти в какую-нибудь бухту на севере Новой Земли: переждать непогоду, запастись водой, отремонтировать разорванные паруса, гротофал и приказавший долго жить обогреватель», – вот такая экстремальная картинка рождается со слов капитана!

Полярные экспедиции прошлых столетий неоднократно останавливались в бухте Русская гавань для пополнения запасов: ученые даже зимовали там.

Старпом яхты «Петр I» Елена Соловьева (кстати, единственная девушка в экипаже) рассказывает: «Заходили мы в бухту против сильного ветра, который гнал лед прямо нам навстречу! С трудом подошли к берегу и бросили якорь, но он полз по дну, и нас сносило на камни… Двигатель отказал, и похоже, что нам ничего не оставалось, как уходить обратно в море! Но нас выручило то, что якорь зацепился-таки за кабель на дне. И уже спустя сутки мы перешли на стоянку рядом с полярной станцией».

Ребята устроили пикник, чтобы отметить заход на Новую Землю. Устроившись на холме с видом на огромный ледник и бухту с льдинами, упиваясь чистым воздухом, они пытались свыкнуться с мыслью, что здесь кроме них за последние лет 15 лет было не так-то и много народа…

Кстати, все постройки полярной станции неплохо сохранились. Молодые яхтсмены нашли документы о жизни станции, даже несколько негативов. По традиции они оставили в здании метеостанции небольшое послание путешественникам и… бутылку водки! Как потом оказалось, послание нашел экипаж яхты «Апостол Андрей». «Он тоже поддержал традицию, и в следующем году мы, вернувшись в Русскую гавань, найдем ответное послание», – смеются ребята.

Выйдя из Мурманска, наши яхтсмены посетили 3 брошенные полярные станции, превращенные в свалку металлолома. «Красивая у нас страна, но куда ни решишь зайти, везде до тебя успели разбросать бочки, разлить масло и перевернуть как попало тяжелую технику! Восстанавливать эти станции надо: вполне вероятно, что когда-нибудь по Русскому Северу можно будет совершать плавания в Тихий Океан. Это стратегически важный объект. Мы просто обязаны демонстрировать, кто там хозяин!» – считает Елена Соловьева.

Арктическая диета

Я попросила старпома яхты Елену Соловьеву рассказать о меню экипажа во время путешествия. «Самое сложное, – конечно, готовить еду во время качки, – поясняет обаятельная морячка. – В это время камбуз становится самым невыносимым местом! Качка усугубляется духотой и запахами кухни – выносить это тяжело! К тому же, нам не очень повезло с плитой: из-за ошибки проектирования она периодически отказывала. Однажды – на несколько дней! Мы как раз находились в автономном плавании… В такие моменты нашему коку Алексею Васильеву приходилось готовить еду на примусе, держа над ним кастрюлю. Между прочим, это кругосветное путешествие стало первым в жизни нашего кока выходом в море!»

Экономили еду во время 35-дневного автономного перехода из Мурманска в Тикси?

– По большому счету нет: утром каша, на обед – суп и второе блюдо, на ужин – второе. Конечно, долгие переходы и отсутствие холодильника вносили свои коррективы. Мясо заменялось тушенкой, свежая рыба – консервированной. Овощи, фрукты и все быстро портящееся приходилось брать на неделю.

– Рыбачили?

– В нашем случае парусный спорт с рыбалкой не совместим: все попытки заканчивались провалом. В краболовку была поймана одна улиткa

– Как в Арктике пополнялся Ваш запас питьевой воды?

– Воду в Арктике один раз пришлось пополнять из речки в бухте Русская гавань. Ребята возили ее в канистрах на моторной лодке. Когда на пути появился лед, мы стали набирать воду из снежниц. (Это такие голубые озерца чистейшей воды на льдинах).

Что выше сил человеческих?

Помимо капризной плиты, которая выводила из себя яхтенного кока, экспедиция сталкивалась и с другими трудностями.

«Такие долгие переходы очень тяжелы психологически: 6 человек были заперты на 16 метрах в течение полугода! Даже когда нам удавалось побывать на берегу, в порту, – это было в основном связано с ремонтами и бункеровкой», – вздыхает старпом.

Кстати, в какой-то момент «состояние ремонта» стало нормой. Особенно тяжелые ремонты были в Певеке и в Тикси: оба фактически ставили под угрозу задуманное кругосветное путешествие.

«Как-то у нас потек топливный танк и пришлось вручную выкачивать почти 400 литров солярки из трюмов в бочку и отстаивать ее от воды!» – с ужасом вспоминает Елена.

Огромной проблемы стали старые паруса яхты: «Погода нас не баловала, и ветер силой 20-22 м/с был не редкостью, так что паруса вмиг разлетались на части, и ремонтировать их приходилось вручную, прямо на льду».

Криминально холодно не было: – 5 °С. От соли моряков защищала одежда, перчатки. Правда, потом ребята почти перестали ее чувствовать.

– Елена, у Вас есть страх крена. Расскажите о борьбе с ним и о своей встрече с трехметровой волной!

– Борьба с креном в таких условиях проходит очень просто – так как деваться оттуда некуда, приходиться привыкать. И к сильному ветру привыкать, и к высоким волнам. Одна, кстати, была 8-метровая! Причем каждый раз надеешься, что хуже уже не будет, ан нет!

– Делали ли для Вас, как девушки, скидку на борту?

– Я ходила старшим помощником, офицером. Эта должность не имеет половых признаков. Так что особых преимуществ не было. Тяжести не давали таскать (улыбается).

– Какой предмет оказался самым полезным на судне?

– Примус! На нем еду готовили, когда плита не работала. И очень жалели об отсутствии швейной машинки!

– Какое было самое популярное чувство на борту?

– Чувство усталости испытывали все, и чем ближе к концу путешествия – тем было тяжелее!

Затерянные во льдах

Что касается маршрута, то основная опасность исходила ото льда, погодных условий и необитаемости этих мест. «Лед был нам в новинку, хотя даже бывалые ледовые лоцмана никогда не чувствуют себя там уверенно! Мы несколько недель выбирались из ледового плена. Ледовые снимки приходили с задержкой, а при том, что ледовая ситуация менялась несколько раз в сутки, ориентироваться на них было тяжело», – рассказывают яхтсмены «Петра I».

– Как вы ориентировались в ледовой обстановке?

– Смотрели ледовые карты из Арктического и Антарктического НИИ и спутниковые снимки берегового штаба; сами наблюдали за льдом. Лезешь на мачту и смотришь, «как там обстановка»! (улыбается) Я была вперед смотрящим, Даниил – на руле, а ребята работали шестами, отталкивая льдины. Спали тогда совсем мало. Нельзя было упускать времени: пока была возможность идти – шли. Порой вокруг яхты не оставалось чистой воды. Приходилось по 12 часов мертво стоять в маленькой лужице, медленно покрывавшейся молодым льдом. Это было страшно и прекрасно: помню, с морской стороны острова Андрей торчали ледяные торосы высотой 10–15 метров, в некоторых местах даже выше самого острова!

Не обходилось без потерь: однажды мы налетели на льдину и погнули перо руля, а потом кое-как шли 400 миль до самого Тикси! А однажды на нас обвалилась льдина. Да, мы очень рисковали, потому что спасательная операция была бы невозможна – застрянь мы во льдах! Мы ходили там, где для ледокола было очень мелко. Да и ледокол мы слышали по рации всего два раза. У нас на борту было все возможное спасательное оборудование, но спасение там сравни чуду!

– Известно, что весь этот маршрут вы соревновались с норвежской яхтой, а на взаимовыручку можно было рассчитывать?

– Помочь друг другу в экстремальной ситуации мы бы вряд ли смогли, но осознание присутствия кого-то рядом помогало. Мы встречались с ними почти в каждом порту! Выручали друг друга по мелочам: мы подарили им трос для штага, а они поделились недостающими нам картами. Нас вдохновляло это постоянное соперничество: то они впереди, то мы – 100 миль разницы! Каждая вахта начиналась с того, что мы лезли в интернет – смотреть, где норвеги.

– Во время штурма Таймыра вы давали льдинам названия…

– Льдины получали названия по именам людей, вколотивших в них ледовые якоря. Одну мы назвали «Мурзилэнд», другую – «Кашпирляндия».

– Кое-кто отлично себя чувствует среди льдов – опишите свою встречу с белыми медведями!

– Таймырский ледяной массив. Бухта Зимовочная. После швартовки ребята отправились на большую землю для спасения всяких «нужных вещей». Спустили «тузика» на веслах и вдруг увидели, что по берегу в их направлении шло семейство белых мишек: мамка и медвежата. Хо-хо! Никогда бы не подумала, что Колюня может так быстро грести! Мишки шли вдоль берега и не обращали на нас внимания, а потом стали принюхиваться к давно забытому запаху человека. Честное слово, было как в зоопарке, только это ТЫ сидел в клетке!

Инфляция слов

Такие путешествия не могут не менять людей: яхтсмены стали более сдержанными. На мысе Челюскин Елена Соловьева написала в своем дневнике: «Люди много говорят. Говорят, что думают, говорят, не подумав. Когда находишься в такой изоляции, как здесь, в северных морях, отношение к словам меняется. Все: и темное свинцовое море, и захватывающий, но унылый до безобразия пейзаж, и пасмурное небо – заворачивает тебя в кокон тишины. И когда после двухнедельного молчания УКВ-радиостанции ты слышишь человеческую речь – этот кокон как будто вспарывают острым ножом! Я даже вскрикнула от радости!»

В свободное время обитатели яхты спали, а иногда позволяли тишине Арктики нарушаться фильмами и музыкой: благо был бортовой телевизор и записи «Алисы» и «Короля и Шута». За полгода им это поднадоело, конечно, «но тогда ребят бодрило».

Тот самый день

20 сентября 2010 яхтсмены подходили к Норвегии полностью вымотанные после сильного шторма. Это была финишная прямая. Не работал двигатель, ветер начал «скисать», и вскоре его не стало совсем. С самого утра и до вечера «Петру I» пришлось лавировать, но морские волки чувствовали конец своего кругосветного путешествия и не теряли бодрость духа. Они даже устроили соревнование: кто лучше поведет яхту против ветра! Елена Соловьева рассказывает: «На выручку вышел катер – взять нас на буксир, потому что идти в темноте шхерами никакого желания не было. Потом наш друг, капитан норвежской арктической яхты, пригласил нас к себе на ужин, и мы наконец-то смогли выспаться в нормальных кроватях».

– Что больше всего хотелось сделать сразу по возвращении в Петербург?

– На берегу нас ждали родные и любимые. Ждали не потому, что мы установили мировой рекорд, не потому, что обошли вокруг света, а потому что 5 месяцев назад они проводили в море дорогих им людей. Не знаю как другим, а мне просто ужасно хотелось домой. Когда мы пришвартовались, меня спросили: «Что Вы чувствуете?». А я ответила, что моя кругосветка не закончится, пока я не поем папиного салата «Оливье»! (задорно улыбается)

– Какие важные наблюдения сделал экипаж яхты «Петр I»?

– Столетиями мореплаватели изучали эти пути, и, перечитывая историю освоения Полярных широт, необходимо отметить существенное потепление климата. Арктические льды отступают. И там, где сегодня прошла яхта, ранее две-три зимовки были обычным делом. Меняется среда обитания на огромных пространствах, и последствия этого пока трудно оценить.

– Расскажите о Вашем новом проекте Международной экологической парусной регаты «Adventure Race 80 dg».

– Она пройдет со 2 июля по 18 августа 2011. Мы разделили ее на две части: круизную – для тех, кто планирует семейное путешествие – и экстремальную – для яхтсменов, готовых покорять Арктику. Флагманом флота выступит яхта «Петр I». Отдыхающих ждут сферолиты на Земле Франца-Иосифа, встреча с королем Арктики – белым медведем, интересное общение и горячей глинтвейн, сваренный у подножья ледника Шокальского… А в ходе гонки 25-30 яхт из разных стран возьмут курс на установление нового рекорда высокоширотного плавания – достигнуть 80-го градуса северной широты! А кроме того, яхтсмены уберут мусор на одной из полярных станций архипелага Новая Земля: он будет вывезен на материк на судне сопровождения.

Недавно экипаж яхты «Петр I» смотрел на свои арктические странствия со стороны: состоялась презентация фильма о кругосветке. Борьба со льдами. Шторм. Ледяные брюзги северных морей. Качка. Для нас это просто приключенческий фильм. И только эти шестеро ребят, страстно любящих паруса, познали пленительную силу «белого безмолвия» (помните эту песню В. Высоцкого?)

Ирина Захарова



Все Анонсы >>

Архив Анонсов >>



Баннер Реклама


Мегаполис жизнь города

Новостная лента интернет-портала газеты "МЕГАПОЛИС жизнь города", Санкт-Петербург.

добавить на Яндекс

Внимание! Все комментарии пользователей сайта, содержащие ненормативную лексику, уголовный сленг и бездоказательственные обвинения, будут удалены или подвержены корректировке администрацией сайта.
Внимание!!Если у вас возникают проблемы с просмотром новостей на сайте, обновите свой браузер до последней версии! Спасибо!

© 2010 -, Газета "Мегаполис. Жизнь города". Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна