Газета Мегаполис Жизнь Города


Иппология в искусстве

Этим летом в галерее N-Prospect проходила выставка «Иппология в искусстве» для всех тех, кто неравнодушен к движению и пластике животных. Экспозиция включила в себя несколько десятков полотен,  созданных мастерами Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова и Рязани.

Картины совершенно разные по стилю и художественной мотивации, но недаром их объединили и разместили на соседних стендах, потому что главное в них - обращение к лошади. Именно это животное в течение многих лет заменяло средства передвижения и обеспечивало человеку мобильность, а с появлением механических транспортных средств лошадь постепенно отошла на задний план и теперь является интересом не многих. 

Этот жанр был популярен среди многих художников, и сейчас изображение лошади занимает важное место в анималистическом искусстве. О том, чем является лошадь для тех, кто участвовал в организации выставки, поинтересовалась ведущая церемонии открытия экспозиции: «Художники не могут не обращаться к лошади. И всегда останется обожание лошади, огромная степень доверия, надежда на какую-то фантастическую защиту, что когда совсем станет туго, мы так сядем и ускачем…». «Лошади – друзья, которые вдохновляют каждый день. Общение с ними радует, дарит эмоции. Хочется рисовать».
«Женщины всегда обижались, что я их называл кобылами, но если бы меня назвали жеребцом, я бы гордился».

Более подробно о своем отношении к лошадям, к искусству изображения их на холсте и бумаге, о своем творческом пути, рассказала нам художница из Ростова-на-Дону - Фефа Королева.

- Как проходят будни художника-анималиста?

- Я с детства люблю животных. Выросла с ними, поэтому они со мной рядом всегда. Росла я с собаками, а сейчас у меня дома живёт кошка. Есть  также две своих лошади. Животные - неотъемлемая часть моей жизни. Помимо того, что они просто мои друзья, я за ними постоянно наблюдаю, рисую их, придумываю  какие-то образы визуальные, которые потом перерабатываются во что-то на бумаге или холсте. 

- Непросто изобразить характер животного с помощью кисти и холста. Как и где Вы учились рисовать именно животных?

- Моими первыми учителями были сами животные. Но, помимо постоянных наблюдений за ними, я ещё и опиралась на опыт других художников. Копировала гравюры из энциклопедии «Жизнь животных» Брэма. Также для меня был примером Ватагин. Когда я заинтересовалась лошадьми, то просто влюбилась в творчество таких художников как Сверчков, Джордж Стаббс, Теодор Жерико, Эдвин Ландсиер.

- Что нужно сделать, чтобы животное начало позировать Вам? 

- Животные не люди. Они очень редко позируют. И общение с ними, рисование их строятся на молчаливом наблюдении, попытке понять. Если животное будет позировать художнику как человеческая модель, приняв какую-то позу, то оно уже не так естественно. Мне интересна динамика, экспрессия, эмоции. А это  лишь мгновения, которые в жизни зафиксировать нельзя. И именно это мне и хочется передавать, хотя при фотографировании всё немного по-другому. И  вот там как раз-таки важно, если животное захочет позировать.  Показывать человеку себя.

 Одна из моих кобыл страшно любит фотографироваться. При виде фотоаппарата она тут же меняется в «лице». 

- Насколько важно художнику уметь фотографировать?

- Тут все немного по-другому. Очень важно, как мне кажется, фотографу уметь рисовать или, как минимум, иметь  художественные знания по основам композиции, пониманию света и тени. 

- Фотографии помогают Вам в работе?

- Помогают, да. Всё в голове удержать нет возможности, а фотографии могут дать какие-то точки опоры. Я плохо отношусь к срисовыванию с фотографии, но не вижу ничего плохого в том, чтобы использовать фотографии в качестве подсказок.

- Помимо анималистики что Вас интересует?

- Лет 15 назад мне очень нравилось рисовать людей. Я везде ходила с блокнотиком, делала зарисовки на улицах. Но позже интерес к изображению человека пропал.

2-3 года назад я увлеклась росписью по стеклу. Начала постигать для себя совершенно новые направления. Работа со стеклом довольно декоративна, это подтолкнуло меня к изучению искусства разных народов и культур.  Я пробовала работать в духе персидской миниатюры 15-16 вв., монгольской миниатюры, китайской и японской гравюры, скифского ювелирного дела. Это безумно интересно. Конечно, в большинстве исторических сюжетов присутствуют и лошади, и собаки, но и человек играет там важную роль, это постепенно стало мне возвращать интерес к изображению людей. Помимо этого, изучая какое-то направление, параллельно изучается и культура, и история того или иного народа.  

- Приходится писать картины на заказ? В чем разница между такими работами и выполненными по собственному желанию?

- Да, я на заказ работаю очень много, но мне, к счастью, везёт. Мои работы на заказ не отличаются от творческих ничем, кроме того, что я знаю, что по окончанию они уходят в конкретные руки.  Все мои заказчики не вмешиваются в процесс работы. Разве что могут предложить какую-то тематику общую и выбрать материал (живопись, графика, стекло, фото коллаж с дорисовкой). Всё остальное я делаю на своё усмотрение. Это счастье, когда не надо подчиняться  чужому желанию, а делать что-то, оставаясь собой. Но, как мне кажется, именно за это люди и готовы платить. За видение моими глазами, чувствование моим сердцем.  

 Я люблю работать на заказ, а не выставлять работы куда-то в галерею. Мне важно знать, кому и куда уходит моя работа. Мне интересен контакт с человеком. Важна ответная реакция, эмоции зрителя. 

- По Вашему мнению, всегда ли Вам удается донести до людей то, что хотелось? 

- Я не пытаюсь что-то доносить до людей. Более того, я вообще не люблю какие-то конкретные идеи. Мне важно, чтобы работа цепляла зрителя, но у каждого - свою струну. У зрителя всегда должна быть свобода выбора и восприятия.  И не важно, что именно он увидит или почувствует. Это его выбор, его ощущения. Сегодня ему близко одно, завтра - другое. Мне же  важно, чтобы мои работы могли достучаться до человека, всколыхнуть его эмоции. 

Моё творчество - это я, мои внутренние переживания и эмоции. Я рисую от ощущений. Кто-то может почувствовать то же самое, кто-то увидит совершенно другое.  

Мне самой, как зрителю, всегда важно, чтобы мне оставляли место в картине, чтобы я сама могла делать выводы, принимать участие в сюжете. Тогда работа запоминается. От неё уходишь, но продолжаешь думать, находиться в ней, а когда автор всё сам скажет, то на такую работу посмотрел и через минуту забыл, как бы она хороша ни была. 

- Есть картины, которые Вы начинали писать, но не заканчивали?

- Да, таких работ у меня много раньше было. Есть некоторые работы, которые я начинала писать года 3-4 назад и спустя несколько лет иногда  вдруг хочется вернуться к тем идеям, и уже с новым восприятием и техническими умениями завершить их.

-Читала про покушение на Ваши картины, чем всё закончилось и случались ли еще подобные ситуации?

- Тот случай послужил мне уроком. Работы вернуть не удалось, но в дальнейшем я буду стараться не допускать тех оплошностей, которые привели к такому исходу. 

Как говорится, первый блин комом. 

«Первый блин – комом», но мы не будем «кусать локти» и станем «тертыми калачами»…

Василий Алексеевич Ватагин, о котором упомянула в интервью Фефа, был ярчайшим примером для подражания русских художников-анималистов. Его работы, его видение животного мира, повлияли на творческую судьбу многих молодых дарований.  Для нас не было удивлением услышать от интервьюируемой имя этого человека и даже наоборот, было бы странно, если бы она его не произнесла. Великие люди создавали русскую историю. Будем надеяться, что не менее талантливые и неординарные личности продолжат прославлять Россию как страну, чтящую культурные традиции!

 

Алена Подвязкина

Фотографии выставки Вы можете посмотреть по ссылке http://vk.com/album-28863420_161183567




Все Анонсы >>

Архив Анонсов >>



Баннер Реклама


Мегаполис жизнь города

Новостная лента интернет-портала газеты "МЕГАПОЛИС жизнь города", Санкт-Петербург.

добавить на Яндекс

Внимание! Все комментарии пользователей сайта, содержащие ненормативную лексику, уголовный сленг и бездоказательственные обвинения, будут удалены или подвержены корректировке администрацией сайта.
Внимание!!Если у вас возникают проблемы с просмотром новостей на сайте, обновите свой браузер до последней версии! Спасибо!

© 2010 -, Газета "Мегаполис. Жизнь города". Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна