Газета Мегаполис Жизнь Города


Интервью с художницей Марией Сафроновой

Интервью с художницей Марией Сафроновой

14/07/2011

24 июня музей современного искусства Эрарта открыл для любителей и знатоков персональную выставку работ молодой художницы Марии Сафроновой – «Среда обитания».

Выставка необычна как содержанием картин, так и их исполнением. Всё кажется до боли знакомым и понятным, но вместе с тем, остается какая-то недосказанность, загадка. Подземелья метро открывают тайны с ним связанные, когда проходя по туннелю можно вдруг оказаться в совершенно другом времени и месте. Другая же часть выставки – «Космос», при всем своем реализме ситуаций, поражает фоном, на котором они разворачиваются. Сам космос, звезды, планеты, всё окружающее, что мы привыкли видеть на фотографиях и в кино, как бы показано в негативе, - мелкие объекты космоса на белом. Казалось бы, это должно убавить контраст, окружающий героев, но нет, такое изображение космоса добавляет внутреннего света безвоздушному пространству. Он получается легким и будто пронизанным воздухом и светом. Но лучше один раз увидеть все самому, и вы сможете это сделать до 1 августа включительно.

Перед открытием нам удалось побеседовать с Марией.

- Тема Вашей выставки - «среда обитания», не могли бы Вы рассказать подробней о выбранной Вами теме?

- «Среда обитания» это сквозная тема, объединяющая две серии, представленные на экспозиции: «Подземка» и «Космос», но поскольку меня в обеих сериях волнует одна и та же проблема, мы решили, что возможно выставить их в одном пространстве.

Человек рождается в одной среде, формируя вокруг себя другую среду, и в том, как мы меняем наш мир, нам приходится жить. Каждое поколение создает свою собственную среду обитания. А жизнь мегаполиса действительно особенна. Подземка является в какой-то степени ее моделью, она точно также имеет свои коридоры, тропы, мы ходим одними и теми же путями почти ежедневно. Доля абсурда, которая присутствует в этих работах, связана с тем, что в нашей жизни не всегда состыковывается время, события, наше успевание за ними, и эти раздвоения и наслоения я как раз и пыталась уловить и превратить их в загадки в каждой работе.

- Насколько я знаю - это Ваша первая персональная выставка, и, кстати, проходит она не в Москве, где вы живете, а в Петербурге, каково это для Вас?

- На мой взгляд это замечательно. Несмотря на то, что в выставках я участвую много, показать работы в своем пространстве у меня получается впервые. Для меня знаково, что это Петербург, мне очень симпатичен этот город, и, хотя я живу в Москве и люблю этот город, Петербург меня завораживает. Я, конечно, не знаю его изнутри, но внешне, как человек, который приезжает в этот город, я могу сказать, что он гораздо более гармоничен, кроме того, мне нравится сам музей «Эрарта», предоставивший мне возможность показать свои работы. Очень важно рассказывать людям о современном искусстве, потому что оно сейчас вызывает очень много споров и нареканий. Рассказывать о нем надо системно и логично, с чем музей «Эрарта» прекрасно справляется.

- Есть ли среди картин, представленных на выставке, для Вас особо значимая?

- Наверное, нет. В каждой я решаю определенную задачу, а, как говорится, лучшая картина – это еще не написанная картина.

- Если взять тему космоса, Вы рисовали ее как раньше или же это что-то новое, ведь эта тема была очень популярна какое-то время назад.

- История этих работ связана с тем, что, действительно, я была просто связана с одним проектом, посвященным космосу, и в результате я очень заинтересовалась этой темой. У нее очень красивая эстетика. Кроме того, мой папа участвовал в разработке «Бурана», у меня с детства, в общем-то, космическая линия всегда шла где-то рядом. Все мои бабушки, дедушки и папа заканчивали МАИ (Московский Авиационный Институт). Когда я начинала эти работы, что-то такое родное всколыхнулось, и я рисовала с большим удовольствием.

- Это ваше собственное видение или Вы работаете с фотографиями?

- Естественно я использую фотографии, ведь я не летала сама в космос и не снимала там репортажи. Мне кажется, что работа с фотографиями для современного художника - это нормально, ты все равно все перерабатываешь, находишь свое звучание для каждого элемента. Контекст же приобретает только то, что ты закладываешь в картину, в отличие от фотографий, которые нейтральны.

- Что касается подземки, она у Вас совсем не мрачная, в каждой работе имеется свет в конце туннеля.

- Знаете, когда я увидела фотографии подземки, я удивилась, что там все совсем не так, как мы видим из окна поезда. И свет там есть. Как я уже говорила, - это маленькая модель чего-то большого, очень емкая, в каждую работу я пыталась заложить знак туннеля, переходящего в трубу, как символ подземки, подземного существования. Одна из работ называется «Утро белого кролика», на ней изображен опаздывающий офисный работник, бегущий по рельсам, как и все мы, когда нам нужно спешить, он пытается ускорить ход поезда. Или, наоборот, мы иной раз спим, когда едем на работу, находясь не в пространстве поезда, а где-то совсем в другом, пытаясь компенсировать потерянное время сна.

- Интересный у Вас возникает контраст: космос - это нечто возвышенное, а подземка - приземленное…

- Да, но человек одинаково завоевывает и то и другое пространство! И где бы мы ни находились, мы останемся теми же самыми людьми.

- А, по сути, мир меняет человека или человек меняет мир?

- И то, и другое, - все взаимосвязано. И, конечно, мы должны думать, когда что-то проектируем или производим, потому, что это, в свою очередь, повлияет на нас.

- Кто или что повлияло на Вас, на ваше видение?

- Все. Все окружающее. Мы учимся у всего – у книг, у природы, людей, друг у друга и потихоньку происходит накопление знаний, и во что-то это все превращается.

Серии, которые выставлены на экспозиции, - локальны. Это просто одна из проблем, которые я рассматриваю.

-А как на Вас сказался опыт росписи храма?

- Я очень люблю древнюю культуру, и она мне тем больше нравится, что она ближе к первоисточнику, а когда удается этим заниматься, я получаю большое удовольствие.

- Это был больше художественный проект или все же религиозный?

- Это моя работа, здесь все взаимосвязано. Это работа, которая мне нравится, которую я считаю важной.

- А в этих картинах Ваша работа как-то отразилось?

- Сложно сказать, но, по сути, это делает один и тот же человек, так что я надеюсь, что - да. Любовь имеет разные формы, и, как человек чувствующий, я не могу не реагировать на то, что меня окружает. В данный момент мне трудно уйти в какой-то канон, а церковная живопись вся строится по канону, мне же всегда хочется выразить что-то еще, я не могу делать все рамках канона, предпочитаю делать все разными способами.

- Спасибо Вам, за беседу, и, надеюсь, что Вы нас еще не раз порадуете своими новыми работами!

Маргарита Вароксо, специально для газеты «МЕГАПОЛИС жизнь города».

        



Все Анонсы >>

Архив Анонсов >>



Баннер Реклама


Мегаполис жизнь города

Новостная лента интернет-портала газеты "МЕГАПОЛИС жизнь города", Санкт-Петербург.

добавить на Яндекс

Внимание! Все комментарии пользователей сайта, содержащие ненормативную лексику, уголовный сленг и бездоказательственные обвинения, будут удалены или подвержены корректировке администрацией сайта.
Внимание!!Если у вас возникают проблемы с просмотром новостей на сайте, обновите свой браузер до последней версии! Спасибо!

© 2010 -, Газета "Мегаполис. Жизнь города". Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна