Владимир Овчинников (р. 1941) – один из наиболее известных художников, представляющих ленинградское «неофициальное искусство» 1960-х – 1980-х годов. Его становление происходило в 1960-е годы, когда в Ленинграде и Москве начинал формироваться круг свободных художников, которых впоследствии назовут нонконформистами. Как и многие творческие люди того времени, Овчинников принципиально не хотел получать художественное образование в идеологизированных советских ВУЗах, предпочитая ему самообразование. В 1962-63 годах он работает в Кировском театре под руководством Кирилла Кустодиева, в 1963-64 – в Государственном Эрмитаже. В марте 1964 года Овчинников совместно с М. Шемякиным и другими молодыми художниками устраивают выставку своих работ в Растреллиевской галерее Эрмитажа. Выставка просуществовала два дня и была закрыта КГБ, а ее участники – уволены из музея. В 1970-м году Владимир Овчинников устраивает одну из первых квартирных выставок в Ленинграде, используя для этого помещение своей мастерской. В середине 1970-х Овчинников – один из активнейших участников набирающего силу движения нонконформистов. После «Бульдозерной выставки» в Москве (1974), власти впервые пошли на уступки и разрешили проведение нескольких выставок независимого искусства. Овчинников входит в оргкомитет выставок в ДК им. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975) – первых, ставших легендарными, открытых широкому зрителю выставок нонконформистов в Ленинграде. Уже в 1970е годы творчество Владимира Овчинникова начинает привлекать зарубежных коллекционеров, интересующихся неофициальным искусством в СССР, самый известный из которых, Нортон Додж, собирает огромную и бесценную сегодня коллекцию произведений нонконформистов. Начиная с середины 1980-х, с началом перестройки, многочисленные выставки Овчинникова проходят в США, Франции, Германии, Китае и других странах.
Живопись Владимира Овчинникова – всегда фигуративная, большую роль в ней играет сюжет. В работах 1970-х годов преобладают бытовые сцены жизни ленинградского пригорода, в которые незаметно внедряются библейские и мифологические персонажи. В более поздних работах художник больше обращается к литературе 20 века, развивая тему абсурда как вневременной сути нашей реальности.
Работы Владимира Овчинникова находятся в собраниях крупнейших музеев России и других стран – в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, музее Метрополитен, музее Циммерли, художественном музее Пекина и т.д.