|
Программа фестиваля «Тенгри-курган»
|
|
11 мая, 16.00
|
Открытие выставки «Лики древней Сибири»
|
17.00
|
«Эпос и традиция Хакасии». Сергей и Юля Чарковы.
|
|
Традиционные песни и эпические баллады, горловое пение.
|
|
Национальные инструменты: чатхан, ыых, хомус.
|
|
Эпос и древние тексты в Хакасии называются «хай», а исполнитель - «хайчи». Лишь зрелый человек, обладающий не только музыкальными способностями, но и достигший высокого духовного уровня имеет право исполнять «хай». Это не эстрадный жанр, а сокровенное предание, многослойное, не терпящее суеты и погружающее слушателя и исполнителя в размеренное течение Вечности, в состояние сродни медитации.
|
|
Сергей Чарков является хайчи по праву и, можно сказать, по заслугам. Он играет на инструментах, которые сам создал, вернул из небытия своему народу и своим слушателям. Их теплый и живой голос и натуральный звукоряд без переводчика позволяет понять содержание мелодии сердцем и душой. Юля Чаркова исполняет традиционную хакасскую музыку в которой оживают звуки степей и гор, звучат обрядовые песни. Хакасия, при всей своей величественности ландшафта, очень женственная страна, где до сих пор поклоняются женщинам-духам, занимающим очень важное место в повседневной духовной жизни. Юля Чаркова и ее творчество — отображение этой традиции и ее воплощение.
|
17 мая, 20.00
|
«Традиция и эмбиент». Сергей Чарков и Алексей Рахов.
|
|
Джем сейшн: объемный звук современной электроники и живой голос хакасской традиционной музыки.
|
19-20 мая
|
В рамках международной акции «Ночь музеев»
|
24.00
|
«Айар илбис ситмэ (Связующая нить)».
Театр ОЛОНХО (Республика Саха-Якутия).
|
01.00
|
«Путешествие сибирского шамана».
Фольклорный театр «Северное сияние» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
|
02.00
|
«Сказание о Гэссере».
Пластическая мистерия с горловым пением. Александр Балсанов, студенты Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
|
03.00
|
«Медитация». Группа «Оле Лукойе».
|
22 мая, 18.00
|
«Беседы о Тенгри».
Лекционная программа директора Международного фонда исследования Тенгри Л.В. Федоровой.
|
|
Тенгрианство как открытое мировоззрение является отражением сложной и богатой культуры древних тюрков и монголов, в основании которой лежали традиции номадической, земледельческо-оазисной, смешанной скотоводческо-земледельческой культур. В условиях глобальных изменений, актуальным является возрождение и сохранение самобытной культуры тюркских и монгольских народов, и, прежде всего - духовной культуры. В этом направлении основополагающим является возрождение их самобытной собственной мифологической культуры.
|
|
Сегодня в национальных республиках Сибири – Саха (Якутия), Тыва, Алтай, Хакасия, Бурятия идет процесс возрождения традиций тенгрианства, выражаемый в повсеместных проведениях тенгрианских церемоний, возрождении календарных обрядовых праздников, возведении культовых сооружений и т.д. На тему тенгрианства проводятся исследования, научные конференции, семинары, издается литература, действуют интернет сайты.
|
20.00
|
«Айар илбис ситмэ» (Связующая нить).
Театр ОЛОНХО (Республика Саха-Якутия).
|
|
Героический эпос - живая, бытовая традиция, исчезающая под натиском глобальных изменений. Вместе с ним исчезает и уникальный код культурной идентичности народа. Эпосы народов Сибири сохранили архаические пласты евразийского эпического наследия и являются прекрасным источником для понимания истории и культуры древнего населения Сибири, Евразии. Из наследия российских народов, якутский героический эпос олонхо и фольклор забайкальских семейских объявлены ЮНЕСКО нематериальными устными шедеврами человечества. И это понятно, самое аутентичное сохраняется вдалеке, в условиях самоизоляции. Суровая природа Сибири сохранила эти уникальные культурные феномены в оригинале.
|
|
После признания якутского эпоса нематериальным шедевром человечества, в Якутии принята и действует программа по его сохранению и популяризации, создан Театр Олонхо. Молодой творческий коллектив театра ставит задачи – развить традиционное искусство сказителей и популяризировать его другими средствами театрального искусства.
|
|
«Айар илбис ситимэ» - одна из новых работ театра, созданная по сценарию якутского драматурга С.Н. Ермолаева - Сиэн Окер о становлении.
|
24 мая, 19.00
|
«Тувинская молитва». Фото-фильм Станислава Шапиро.
|
|
Более 200 фотографий Хакасии и Тувы: величественные панорамы, наскальные рисунки, шаманские обряды, уникальные музейные коллекции Минусинска и Шира.
|
20.00
|
Перфоманс «Тыва. Жизнь и предания».
Коллектив «Аныяк Тыва (молодежь Тувы)».
Горловое пение, традиционные танцы и национальная борьба хуреш.
|
29 мая, 20.00
|
«Паломничество в Беловодье». Группа «Оле Лукойе».
Этно-транс психоделика.
|
|
Беловодье — сакральное и мистическое место в районе Алтая, со священной горой Белухой, где, по представлениям российских старообрядцев, находится земной Рай. Предание о Беловодье, с одной стороны, - это эзотерический путь к Богу, с другой, - реальная цель паломничества. Гора Белуха и Алтай также являются священными местами и для живущих там веками тюркских народов. Тюркский Алтай и русское Беловодье - единое целое, соединяющее разные народы.
|
|
Музыкальный стиль программы известной петербургской группы можно определить как этно-транс психоделика. Музыка соединяет мотивы древнеславянских мелодий с космосом шаманского ритма и звука. Сплав электроники, живого голоса и инструментов шаманского ряда соединяет актуальность современного звука с пространством времени, уходящего в глубокую древность подсознания — все это «Оле Лукойе».
|
31 мая, 20.00
|
«Сотворение Мира». Александр Балсанов и Алексей Рахов.
Шаманская электронная мистерия: бурятское горловое пение, этно-транс и шаманские алгыши (заклинания).
|
|
Мистерия «Сотворение мира» - это создание мистического мира шамана в пространстве и времени цельного камлания: начиная от призывов духов-помощников, путешествия в «иной» мир, общения с предками, просьб и пожеланий и заканчивая возвращением в нашу реальность.
|
|
В основу камлания положены реальные тексты шаманских обрядов — алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым Кенином Лопсаном, возродившим эту древнюю духовную практику.
|
|
Шаманские тексты, электронная музыка, горловое пение, звуковые имитации и традиционный бубен делают актуальным и современным смысл этой шаманской мистерии, уходящей своими корнями в вечность. Этот проект - не имитация. Здесь традиция - не аутентичность, а реальное, искреннее, глубокое сопереживание.
|
5 июня, 20.00
|
«Дьыл эргиирэ: Куhун-Саас-Сайын» - «Времена года: осень-весна-лето». Этно-группа «Дайар Дуораан» - «Звук, взмывающий ввысь» (Республика Саха-Якутия)
|
|
Традиционная и современная культура народа саха.
|
|
Билеты на концерты Фестиваля
- в кассе Государственного музея истории религии
Почтамтская ул., д. 14
Дополнительная информация по тел . 315-30-80 и на сайте музея www.gmir.ru
В программе возможны изменения!
|
|