«Как прекрасен Смольный собор в лучах заходящего солнца!» - писал классик.
Я никогда не понимала, что такого особенного в этом строении.
И лишь возвращаясь по Суворовскому проспекту из арбитражного суда под вечер, в первый раз в своей жизни поразилась: на собор падали лучи заходящего солнца и он, казалось, весь светился изнутри розовым светом – это зрелище настолько сильно меня поразило, что я быстро достала фотоаппарат и попыталась снять этот эффект, получилось, но плохо. Как я узнала от старожилов, такое зрелище продолжается всего несколько минут – пока лучи солнца определенным образом освещают строение – и это при всем том, что само здание – нежно-голубого цвета!
Затем, прогулявшись, я заметила еще один интересный момент: находившись на Суворовском проспекте, я четко и без визуальных помех обозревала это здание, перейдя на Тверскую улицу я увидела его в том же неизменном виде, и опять же, никакие постройки не мешали обзору, как будто я и не уходила с Суворовского… а пройдя по Шпалерной, Новгородской и Таврическому переулку – я наблюдала тот же самый эффект… это единственное здание, которое при учете, что присутствуют другие городские застройки, прекрасно обозреваемо на территории (!) 3 км² в диапазоне 180° обзора! К тому же, создается такой визуальный эффект, что при разных углах обзора здание имеет неизменный вид!
По своему проекту Растрелли создавал новый для России монастырский комплекс - вместо крепостных стен, которые должны были по канону окружать монастырь, он разместил на стенах лепнину и вазы и все это облек в изящные и воздушные формы. Доминантой стал удивительно красивый храм Смольного монастыря, окруженный четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами. Однако Растрелли не успел закончить свое творение и его уже завершали Юрий Матвеевич Фельтен с 1765 по 1775г. (по поручению Екатерины II Растрелли был отстранен от дел) и архитектор В. П. Стасов в 1835 году при императоре Николае I.
Смольный собор строился дольше всех зданий в городе - 87 лет.
Сейчас в Смольном соборе проходят концерты симфонической и камерной музыки, фестивали камерных хоров. Внутренняя территория позволяет проводить выставки не только музеев Санкт-Петербурга, но и галерей Европы.
Выгодное расположение архитектурного здания позволяет получить великолепный обзор панорамы города, высота подъема 68 метров – это самая высокая точка обзора в городе.
Всем, кто хочет посетить удивительный ансамбль сообщаем режим его работы: ежедневно с 11 до 20 часов, выходной – среда, ст.м. «Чернышевская», авт. № 22, 46, 105, тролл. № 5,15, пл. Растрелли, д.1. Официальный сайт: http://www.cathedral.ru
Гончарова Т.